21.09.2011
15-18 сентября 2011 года в Вологде состоялся III Всероссийский конгресс экслибриса "Общенационального общества любителей экслибриса и графики"

День четвертый. Окончание работы конгресса. 18 сентября 2011 года.

Участников конгресса Вологда провожала по-прежнему переменной облачностью и кратковременными дождями, в перерывах между которыми также появлялать радуга во всё небо и выглядывало яркое солнце.
Заключительный обмен экслибрисами в "Доме Корбакова". Завершила работу книжная лавка конгресса.
       Мы идем по, уже ставшей любимой нам, набережной на Кремлевскую площадь к Музею кружев, где для участников форума намечена экскурсия.



       Подходят к месту сбора участники конгресса. Приветствия. Фотографии на память.






       Десант художников из Санкт- Петербурга.






       Художники и коллекционеры на фоне церкви Святого Благоверного Князя Александра Невского, находящейся на правом берегу реки Вологды, близ теплого кафедрального Воскресенского собора, юго-восточнее Архиерейского дома и которая так удачно дополняется панораму соборов со стороны реки.





    Они не виделись вот уж почти 52 года. Но когда в зал вошел высокий седовласый величественный человек, их не нужно было представлять. И встретившись глазами, одновременно сделали шаг навстречу.
    Еще несколько дней назад Юрий Молибоженко ждал встречи с другом и строгим наставником, а теперь расставались два человека, ставшие родными.
      Низкий поклон Вам, уважаемый Виталий Маркович.


      Общая фотография на фоне теплого Воскресенского собора (при холодном строгом Софийском соборе), построенный в 1772—1776 годах по велению вологодского архиепископа Иосифа Золотого в стиле барокко. В настоящее время — основное здание Вологодской областной картинной галереи, памятник архитектуры федерального значения.

      Софийский собор (1568-1570) Храмы, подобные Софийскому, очень характерны для русского зодчества XVI столетия и являются одним из распространенных типов городских и монастырских соборов.
       Но Софийский собор имеет одну достаточно примечательную особенность. Согласно древнему церковному канону, алтарь любого храма должен быть обращен на восток. Алтарь же Софийского собора смотрит на северо-восток, причем на север преимущественно. Вероятно,предполагалось, чтобы алтарь собора был обращен к реке Вологде.
       В 1685 - 1687 гг. создана стенная роспись храма ярославскими мастерами под руководством Дмитрия Плеханова.



      Открытие единственного в России Музея кружев состоялось совсем недавно, 3 ноября 2010 года.Основная экспозиция музея посвящена основанию и развитию традиционного художественного промысла Вологодчины и мировым тенденциям развития кружевоплетения с конца XIX — начала XXI веков. Работы по формированию коллекции велись на протяжении нескольких лет. За основу были взяты уникальные экспонаты кружевоплетения из запасников Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Дополнительно, по специальным эскизам, изготовлены костюмы конца XIX — начала XX веков, приобретены авторские кружевные изделия ведущих кружевниц Вологды и образцы кружева зарубежных кружевных центров Франции, Бельгии, Германии, Австрии и Польши. Некоторые экспонаты переданы в дар музею организациями и частными лицами.




       Экспозиция Музея кружева охватывает следующие темы:
Кружево в культовых предметах XVII—XIX веков.
Кружево в крестьянском костюме и этнографическом текстиле.
Кружевные изделия 1920 — 1940-х годов.
Кружевные центры Европы и России.
Авторские произведения художников объединения «Снежинка».





       С 23 по 25 июня 2011 года в Вологде прошел 1 Международный фестиваль кружева . В мероприятии приняли участие представители кружевных центров Франции, Хорватии, Словении, Словакии, Польши, Канады, Австралии и других стран - всего более 10 стран и 24 регионов России.
       В рамках фестиваля на Кремлевской площади прошла акция «Самое массовое кружевоплетение». Свое мастерство одновременно показывали 570 кружевниц из 18 регионов России и 9 зарубежных государств.

      


Практический урок. Мы внимательно следим за мельканием рук мастерицы, которая на наших глазах создавала чудо.



       Экскурсия закончилась. Мы, конечно же, забежали в салон-магазин при музее, и, конечно же, приобрели у местных рукодельниц их изделия. А уже снова пора в путь.

      Впереди у нас поездка в дворянскую усадьбу Брянчаниновых, культурно- просветительский и духовный центр в селе Покровское куда отправляемся вместе с членами Вологодского клуба любителей искусства, также детище Воропанова В.В.


      Нас познакомили с историей жизни села Покровское, рассказали о святителе Игнатии и других представителях древнего рода Брянчаниновых.
В усадебном доме полюбовались выставкой фоторабот управляющего Вологодской епархией, Архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана, выставкой графических работ "Христианские мотивы в русской гравюре XIX века", произведения заслуженного художника России В.Н. Страхова. Посетили местный светлый храм и обошли весь парк. Огромный, красивый, уже весь в осеннем наряде.

       Прощальный дружеский фуршет в гостиной дворянской усадьбы. Итоги конгреса подведены. Слова благодарности и напутствия. Выступают Владимир Валентинович и Сергей Федорович, гости. Предоставили слово и Ю.Ф. Молибоженко. Он поблагодарил организаторов конгресса за теплый и дружеский прием. Отметил, что находится под огромным впечатлением от Великого Русского города со множеством храмов и берез и его жителей. Сказал, что интересно было пообщаться с большими мастерами экслибриса и коллекционерами и впечатления остались исключительно положительные.
       А провожала нас вот такая радуга. И все решили, что это добрый знак и перспективы развития искусства экслибриса- самые радужные.


Оставшиеся три часа до поезда мы посвятили пешей прогулке под дождем по Заречью.
      Посетили действующий храм Николы Чудотворца, который произвел огромное впечатление.
Церковь Святого Николая Чудотворца принадлежит к древнейшим по времени построения церквям города Вологды. Каменный храм был построен в 1669 году. Этот храм третий по древности из сохранившихся в городе памятников каменного зодчества, после Софийского собора и холодной церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке. Архитектурные формы храма частично изменены позднейшими перестройками, однако он сохранил свою прежнюю монументальность. В настоящее время храм Николая Чудотворца во Владычной слободе-один из наиболее известных приходских храмов города.


       Так полюбившийся нам Софийский собор с левого берега реки выглядел еще более гордым
       Сфотографировали на прощанье бывшую Сретенскую церковь и недействующий ныне храм Иоанна Златоуста 1664 года постройки.


      Перешли через мост. Путешествие подошло к концу.

       И с Вами была я, Некрасова Валентина.

Новороссийск-Вологда- Новороссийск. 2011.