Valentina.

Valentina
e-mail: molibozhenko@inbox.ru
 

IV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС ЭКСЛИБРИСА В ВОЛОГДЕ
глазами начинающего коллекционера
в пяти частях.
Часть 1. Вологда.
Часть II. Регистрация участников. Знакомство с выставкой. Музеи. Посещение областной библиотеки.
Часть III. Рабочие дни конгресса.
Часть IV. Победители
Часть V. Заключительный день конгресса.
 
      Дорогой читатель!
      Если ты находишься на этой страничке, значит, ты не посторонний в мире экслибриса и живо интересуешься всеми последними событиями, а потому мне не нужно объяснять, что такое экслибрис, для чего он нужен и кому, и почему вот уж четвертый раз в Вологде собираются библиофилы, художники, коллекционеры, да и просто любители графики и книг и называют свои собрания не иначе , как конгресс.
      Кстати, мой репортаж с предыдущего, третьего конгресса экслибриса находится здесь, и ты, читатель, сможешь освежить в памяти все события сентября 2011 года.
      В тот раз я в качестве сопровождающего лица супруга-художника впервые была на столь представительном форуме и с восторгом описывала все события и людей, которые меня там заинтересовали. За два года , прошедшие с момента проведения третьего конгресса, многое изменилось.
      Мы познакомились в Вологде с интересными людьми и общение продолжилось. Работа над полным каталогом экслибрисов художника Федора Молибоженко привела нас к самым неожиданным встречам. И представить было невозможно, что нам выпадет честь получать письма от таких знатоков экслибриса, как Семен Георгиевич Ивенский и Яков Исаакович Бердичевский. Продолжилось интересное общение с Виталием Марковичем Бакуменко и Владимиром Алексеевичем Марьиным.
      Юрий работает над новыми экслибрисами, и на мой взгляд, они становятся всё лучше, а критические замечания Ивенского С.Г. идут только на пользу. Семен Георгиевич посвящает свои письма размышлениям, каков должен быть современный экслибрис, и на что нужно обращать внимание , чтобы графическая миниатюра могла называться этим гордым словом- экслибрис.
      За эти два года изменился и мой статус. Из сопровождающего лица супруга-художника я превратилась в начинающего коллекционера, и произошло это при весьма забавных обстоятельствах. Когда год назад мы собирались на всемирный конгресс, который проходил в Финляндии, нужно было заполнить анкету, и указать в качестве кого участники собираются прибывать на конгресс, выбирать можно было из следующего: художник, коллекционер или партнер. В художники я не годилась, слово партнер мне не нравилось, пришлось назваться коллекционером. В Финляндию мы не попали, но каталог участников конгресса издан был и там, рядом с моей фотографией значилось - коллекционер экслибриса.
      Чтобы соответствовать этому новому статусу, я залезла в книжный шкаф, вытащила коробку с экслибрисами разных художников, оставшимися от Федора Молибоженко и пополненную его сыном Юрием и под руководством коллекционера и библиофила из Санкт- Петербурга Стаса Гасюнаса пыталась добытые книжные знаки как-то привести в систему, и даже работаю над созданием страничек в интернете.
      Другим направлением моего хобби стало коллекционирование экслибрисов своего мужа. И если кто-то думает, что это просто, он ошибается, пока я, в отличие от некоторых коллекционеров, не могу похвастаться полным собранием экслибрисов собственного мужа.
      Более того, узнав, что настоящий коллекционер, должен обмениваться экслибрисами с другими заинтересованными лицами, я стала размышлять, как мне таких заинтересованных лиц найти. Для этого я решила действовать напрямую и обратилась к нескольким художникам, которые работали в техниках высокой печати и гравюрами которых я восхищалась. Когда я сообщила Юрию, чьи экслибрисы мне хотелось бы получить в обмен на его работы, он только головой покачал, и велел писать только от своего имени и его в мои истории не впутывать. Надо сказать, на мои искренние послания художники откликнулись, и кроме замечательных работ мы получили и интересное , профессиональное общение, и уже я тихонько сидела в сторонке, когда Юрий с кем -то из наших новых друзей обсуждал секреты ксилографии.
      Не скрою, были среди художников, работами которых я продолжала восхищаться, и те, кто счел мои письма глупыми или неуместными, чем несколько поумерили мой пыл коллекционера.
      Собираясь на конгресс и получив указания от Стаса Гасюнаса, на что должен обратить внимание начинающий коллекционер, и прояснив правила обмена экслибрисами , поняла, что пока публично меняться мне еще рановато. Во-первых, я точно не знала, что хочу приобрести, а самое главное, чем могу пожертвовать ради того, что хочу приобрести, а потому решила, что моя задача на сегодняшний день - познакомиться с увлеченными людьми и просто подарить им экслибрисы Юрия Молибоженко, если они им понравятся. Для этого Юрий напечатал мне дополнительно некоторое количество своих книжных знаков, разложила я их по своим папочкам и все, к конгрессу приготовилась!

      Пожалуй, в этот раз, я была самой первой, кто приехал на конгресс. Пока Юрий заканчивал свои дела на работе, поезд Новороссийск-Архангельск неспешно прибыл в Вологду. Город встретил меня хорошей погодой, было тепло, примерно как у нас на юге в начале октября. Устроившись в гостинице «Вологда», где традиционно останавливаются участники конгресса, побежала к музейно – творческому центру « Дом Корбакова», где должна была размещаться экспозиция 4-й Всероссийской выставки экслибриса. То, что до начала работы конгресса было еще целых три дня, не смущало, у меня было много дел.
      Первое, на что обратила внимание, была большая афиша, сообщавшая, что Четвертая Всероссийская выставка экслибриса состоится с 22 августа по 21 сентября 2013 года и что меня особо тронуло, среди замечательных экслибрисов известных художников, красовался и экслибрис моего мужа. Этот экслибрис мне нравился, да и создавался он специально для каталога экслибрисов Федора Молибоженко в память родителей мужа Федора и Анны.
      Полюбовавшись афишей, я поднялась по ступенькам и прошла в музей. Сразу же через открытые двери в выставочные залы увидела их. Экслибрисы . Их было много-много.
      Меня встретили очень приветливые сотрудники музея и, улыбаясь, затворили двери в зал. Сообщили, что выставка экслибрисов полностью готова и через несколько дней все участники конгресса насладятся их созерцанием.


      В оставшееся время прошлась по Кремлевской площади, вышла на набережную, уточнила маршрут и интервалы движения теплохода по реке, сбегала на автовокзал и приобрела билеты на послезавтра на проходящий мимо Ферапонтово автобус «Вологда- Липин Бор».


      Ранним утром следующего дня я пришла на вокзал встречать дочь, которая прибывала из Москвы в Вологду полюбоваться экслибрисами и познакомиться с городом. Поезд опаздывал почти на два часа, и это время посвятила пешей прогулке по прилежащим к вокзалу улицам и фотографированию прелестных вологодских домиков.


      Целый день мы осматривали достопримечательности Вологды. Бродили по набережной, улице известных вологодских художников Николая и Генриетты Бурмагиных, рассматривали фрески Софийского собора и, конечно же, забрались на Соборную колокольню. Прогулка на теплоходе вниз по реке получилась замечательной. Помощник капитана интересно рассказывал о Вологде и тех памятниках истории, которые располагались на двух берегах. Более того, оказалось , что наш экскурсовод еще и прекрасный исполнитель своих песен.



      На следующий день у нас была запланирована поездка в две знаменитые северные обители: Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Ферапонтово находится подальше от Вологды, с него решили и начать. Билеты были куплены заранее, но автобус по расписанию не пришел, мы было загрустили, так так собирался дождь, больше в этот день проходящих автобусов до Ферапонтово не предвиделось, а когда мы еще соберемся посмотреть этот памятник. В кассе , куда мы пришли поменять билеты на Кириллов, посоветовали не спешить и дождаться, может, кто из водителей согласится отвезти пассажиров в Липин бор, и такой водитель отыскался. Нам подали старенькую "Газель" и мы отправились, полагая , что 120 км -не столь велик путь, но по неясным нам причинам ехали долго. Становилось все грустнее. Обещанное интернетовским сообществом озеро по правую сторону автобуса так и не встретилось. Высохло , наверно. Дождь колотил в стекла, с потолка капала вода в салон. От трассы еще около трех км нужно идти пешком, да и неясно, как выбраться из села,когда мы налюбуемся его окрестностями. И пока я в душе себя ругала за излишнюю активность,наше транспортное средство остановилось напротив таблички "Ферапонтово".
      Спрятавшись под зонтиками мы бодро пошагали в сторону села. И небо сжалилось над нами, сначала прекратился дождь, а потом и солнышко выглянуло. А уж когда на пригорке показался монастырь, стало хорошо и весело.
      Монастырский комплекс стоит на вершине холма. Особенно красивый вид открывается на него с восточной стороны. Слева направо видны: церковь Мартиниана 1640-41 гг., собор Рождества Богородицы 1490 г. и Благовещенская церковь при трапезной 1530-34 гг. Монастырь основал инок Ферапонт, пришедший вместе с другом своим Кириллом на Север из Симонова монастыря. В 1398 г. Ферапонт ушел от Кирилла искать себе новое место ‛пространное и гладкое‛. Место сие было найдено на холме между Бородавским и Паским озерами, откуда открывается чудесный вид на озера, леса и окрестные луга.
     Чтобы попасть к вратам монастыря, надо перейти узкую протоку между озерам по ряжевому мосту. Ряжи – конструкции в виде срубов (ящиков) из брёвеи или брусьев, заполняемых камнем. Применяются в качестве опор при строительстве мостов на реках с быстрым течением. Дорога ведёт к Святым вратам с 2-мя шатровыми храмами во имя Богоявления и Ферапонта. Это одни из последних шатровых церквей на Руси, возведенные в 1649 г. Монастырь отличает удивительно гармоничный ансамбль, прекрасно вписанный в природное окружение.Трапезная с церковью Благовещения, Богородице-Рождественский собор, церковь Мартиниана и колокольня объединены позднейшей крытой галереей, типичной для Русского Севера с его суровым климатом. Главное художественное сокровище монастыря – фрески собора, выполненные мастером Дионисием “со товарищи” с августа 1502 по сентябрь 1503 г. Конечно, расписывали храм только в теплое время, с октября по май работы не велись.
      Времени у нас было немного, мы еще не потеряли надежду побывать в Кирилло-Белозерском монастыре и вечером вернуться в Вологду. Доброжелательные сотрудники музея помогли вызвать такси для поездки в Кириллов и ожидая машину, мы еще успели подойти к столику выставки-продажи художника -керамиста Нины Георгиевны Мишинцевой из деревни Куракино.







      Расстояние от Ферапонтова монастыря до Кирилло- Белозерского 23 км, я же почему -то запомнила цифру 6 км и удивлялась, какими все же длинными бывают километры на вологодских трассах. Такси довезло нас до автовокзала, и мы, уточнив расписание автобусов до Вологды, уже спокойно отправились к монастырю.
     Этот монастырь совсем был другой и поражал своими размерами и мощью. Кирилло-Белозерский монастырь — крупнейший в Европе. Здесь на территории в 12 га стоит 11 каменных церквей XV-XVIII веков. Он состоит из трёх частей — Большого Успенского и Малого Ивановского монастырей, а также Нового города. К 1600 году были построены мощнейшие каменные стены с башнями и укреплениями. Благодаря им город и монастырь устояли во время польско-литовского нашествия. Западная часть обители — это Большой Успенский монастырь. Здесь до сих пор в два яруса стоят каменные стены (до 5,2 метра высоты и до 1,5 метров толщины).
     Основатель обители Кирилл, , пришел сюда с иноком Ферапонтом в 1397 году. Через год Ферапонт ушёл от Кирилла и основал в 20 верстах свою обитель — Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь,а Кирилл Белозерский управлял обителью в течение 30 лет, сделал её самой богатой и влиятельной на Руси, и даже после его смерти (в возрасте 90 лет) монастырь продолжал богатеть. За свою историю Кирилло-Белозерский монастырь служил и убежищем от мира, и местом уединения для молитвы, и сторожевым форпостом, в течение 6 лет отражавшим атаки польско-литовских войск, и тюрьмой, где содержался, в том числе, и опальный патриарх Никон.
      В настоящее время - этот памятник культуры и старины. Здесь всегда людно. Посещение территории монастыря, как и Ферапонтова, бесплатное, любой желающий может совершить экскурс в историю. Но если Вы хотите заказать экскурсию или посетить расположенные в зданиях музеи, нужно купить билет.





     Информация о монастырях и некоторые фотографии взяты с сайта , и пройдя по ссылке вы можете более подробно познакомиться с этими уникальными памятниками.
      Возвращались в Вологду, смотрели в окошко и снова ждали , вдруг появится обещанное нам озеро, но не встретилось. Дочери больше понравился Кирилло-Белозерский монастырь, мне же милее казался Ферапонтов. Он так гармонично вписывался в пейзаж. Пригорок, речка, мосточки, какие-то домики вдоль реки, мы решили , что это то ли баньки, то ли избушки для отшельников. В каждом из монастырей можно было поставить перед иконами свечки, заказать молебен о здравии или панихиду об усопших.
      Кстати, каждый раз бывая в Вологде, я стараюсь посещать действующие храмы и церкви. В это раз была немного удивлена немногочисленностью прихожан. Памятуя о том , что в выходные дни в нашей местности, в храмах многолюдно, ранним субботним утром вышла из гостиницы, мне хотелось в пустой церкви, еще до начала службы, постоять перед иконами. Я прошла от гостиницы " Вологда" до Кремлевской площади , потом перешла по мосту, и еще долго шла вдоль реки, пока за третьим мостом мне не встретилась единственная , открытая в то время, церковь Андрея Первозванного. Все остальные работали с девяти часов.
      Но, я отвлеклась. Завтра 22 августа- -первый день работы конгресса.
      Продолжение следует...