Valentina.

Valentina
e-mail: molibozhenko@inbox.ru
 

IV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС ЭКСЛИБРИСА В ВОЛОГДЕ
глазами начинающего коллекционера
в пяти частях.
Часть III. Рабочие дни конгресса 23-24 августа 2013 года.
 

      В Вологду на открытие Четвертого Всероссийского конгресса экслибриса я прибыла с миссией. Мне было необходимо озвучить обращение известного искусствоведа и знатока экслибриса Семена Георгиевича Ивенского к художникам, прибывшими на конгресс и работающим над экслибрисами, надеясь, что эти слова услышат и коллекционеры, и все любители графики.
Предварительно у нас была договоренность с руководителями конгресса , что мне предоставят несколько минут во время пленарного заседания.

     В "Доме Корбакова" в тот день было шумно и празднично.

     До торжественного открытия конгресса осталось совсем немного времени. Народ знакомился с экспозицией, толпился возле столов с материалами, предназначенными для продажи, коллекционеры оживленно обменивались экслибрисами между собой, и не забывали вести переговоры с художниками.



     Вспомнив советы бывалых коллекционеров, я разложила свои приготовленные папочки , кстати, фотографии с этими замечательными папочками демонстрируются многими средствами массовой информации, информирующих общество о событиях в Вологде. Начинающего коллекционера не видно, ну, а папочки с экслибрисами присутствуют, сами убедитесь.

     Оставшееся время до торжественного открытия Четвертого Всероссийского конгресса экслибриса я провела очень продуктивно. Побеседовала с Аркадием Григорьевичем Елфимовым, с ним всегда интересно. Не знаю, о чем беседуют с ним другие коллекционеры, мы же кроме всяких экслибрисных тем, поговорили на педагогические. Что может быть важнее воспитания детей?
     Познакомила художников Юрия Ноздрина и Ольгу Келейникову с экслибрисами, которые я привезла на конгресс. А с Наталией Саутиной мы с удовольствием обменялись гравюрами своих супругов. Ну и после этого, как не поделиться всеми событиями утра с другом и советчиком Стасом Гасюнасом.



      Пригласили в зал. И пока гости рассаживаются я познакомлю Вас с участниками конгресса. На снимках наши друзья по прошлому Вологодскому форуму, а также новые знакомые. Жаль, не хватило времени познакомиться со всеми.






      Четвертый Всероссийский конгресс экслибриса открыл президент конгресса и исполнительный директор некоммерческого партнерства " Общенациональное общество любителей экслибриса и графики" Сергей Птухин. Он рассказал собравшимся о деятельности НОЛЭ в предшествующие 2011-2013 годы и остановился на задачах, стоящих перед членами общества в свете предстоящего Всемирного конгресса экслибриса в апреле 2014 года в испанском городе Таррагоне.
     Директор Вологодской картинной галереи и председатель совета НОЛЭ Владимир Воропанов продолжил тему. О сказал, что Всероссийский конгресс нужно рассматривать как предварительный этап подготовки к проведению в 2016 году в Вологде на базе областной картинной галереи XXXVI Всемирного конгресса экслибриса Международной федерации обществ экслибриссистов. И нужно хорошо подготовиться к предстоящему конгрессу в Испании, где будет принято окончательное решение быть ли конгрессу в Вологде.

     СМИ подробно освещали события конгресса и вот тому подтверждение.
Видеофрагмент.IV Всероссийский конгресс экслибриса проходит в Вологде. Русский Север.
Информационное агентство "СеверИнфо"

      Далее, слово было предоставлено художнику, профессору Стамбульского университета,президенту XXXIII Конгресса FISAE Хасипу Пекташу. Его выступление было посвящено вопросам информационной поддержке всей предстоящей подготовки к будущим конгрессам. Он посоветовал разместить информацию в интернет сообществах, социальных сетях, не стесняться рекламировать свой город, работать с будущими спонсорами и пожелал нам всем удачи.
      Были и другие выступающие. Слушать их было интересно.


Когда микрофон взял в руки художник Григорий Босенко из Кишинева, я поняла , что мне не нужно ждать пленарного заседания, чтобы озвучить обращение С.Г. Ивенского. Григорий говорил о роли и значении современного экслибриса, каков должен быть экслибрис и все его слова были созвучны мыслям мудрого Ивенского.
Читать полностью...

      Я вышла к трибуне и сообщила о своей миссии, зал затих. Как мне показалось, обращение старого искусствоведа слушали внимательно, хотя в тот момент для меня было важнее отчетливо произнести все длинные предложения и не запутаться в запятых. Все! Я справилась!

     Дорогие друзья! Пусть Ваша деятельность будет, прежде всего, направлена на возвращение экслибриса к книге, чтобы он по форме своей и содержанию был ей настоящей библиографической эмблемой.
     Печально видеть, как экслибрис становится не именно книжным, а чисто коллекционным. И не сердитесь, говорю, что думаю, и о чем болит душа моя. К сожалению, художники забыли, а некоторые никогда и не задумывались об истинном предназначении экслибриса.
     Умение создавать вполне книжную по построению и смыслу экслибрисную композицию , это на девяносто процентов умение вычеркивать из окончательного эскиза перед гравированием то, что отягощает его символику, отвлекает от главного, от чистоты и внятности звучания её книжного предназначения. Экслибрис должен служить книге, а не амбициям художника или коллекционера.
     Помните об этом, друзья! Желаю Вам успехов и низко кланяюсь Вологодской земле.
     Ваш Семен Ивенский.

      И еще я вспомнила, что когда, записав телефонное обращение Семена Георгиевича, положила трубку, через несколько минут он снова позвонил и добавил, что если кто-то из художников захочет узнать больше об экслибрисе, пусть читает классиков, и в качестве примера привел свою книгу о книжном знаке.
     И в этом был весь Ивенский, человек – легенда, который так и не научился за свою долгую жизнь быть приятным и удобным для всех, но остается преданным ему одному - экслибрису!


     В перерыве, пока Юрий и его коллеги вели свои неспешные беседы , обменивались координатами и писали в каталогах добрые пожелания друг другу, я продолжала знакомиться с экспозицией. Тут ко мне подбежал Хасип Пекташ и стал трясти мою руку, при этом он что-то быстро говорил на английском языке. Мои познания языка позволили сделать вывод, что говорит он что-то хорошее и доброе, и за что-то благодарит, и чему- то радуется. Ну , что ж не порадоваться вместе с хорошим человеком. Я стала радоваться и спросила , может ему подарок подарить, что ж зря руками трясти. Хасип мало что понял из моего английского, но согласился, что подарок не помешает, и тогда я вручила ему одну из папочек, приготовленных Юрием для моей коллекционерской деятельности. Хасип папочку внимательно посмотрел и очень удивился, стал спрашивать, это я художник, или я все же коллекционер? Рассказывать, что я коллекционер, Хасипу было неловко, и уже с помощью переводчицы Даши пришлось признаться, что я просто с мужем приехала на конгресс и это его работы. Хасип развеселился еще больше и сообщил, что у меня хорошие организаторские способности.
      Я было собралась погордиться, как всех позвали на крыльцо для традиционной общей фотографии. Накрапывал дождик и мы с Леней Строгановым предупредительно пропускали всех художников и коллекционеров, и любителей графики вперед, а сами остались под козырьком.

     А дальше по плану была встреча с прессой. Прибыли представители разных средств массовой информации и задавали всякие вопросы. И наши руководители и художники на эти вопросы отвечали. Вот ссылочка на одно из сообщений с этой пресс-конференции.
Культура в Вологодской области.


      Далее , я представляю Вашему вниманию фотографии с открытия специальных выставок, с афишами которых Вы познакомились еще в прошлый раз.



     
     Вот и подошел к концу второй день работы конгресса. Впереди всех ждет фуршет, а я на сегодня с Вами прощаюсь, победителей узнаете завтра...