Valentina.

Valentina
e-mail: molibozhenko@inbox.ru
 

V ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС ЭКСЛИБРИСА В ВОЛОГДЕ
в фотографиях и рассказах коллекционеров и художников -
участников представительного форума.

Знакомство с выставками экслибриса и графики. Обмен экслибрисами. Работа киоска. Открытие конгресса и пленарные заседания. Аукцион. Награждение лауреатов 5 Всероссийской выставки экслибриса и вручение благодарственных писем. Экскурсии по городу и окрестностям. Парад лауреатов.
 
      В этом году на столь долгожданный Всероссийский конгресс экслибриса в Вологде, я не попала. Немного погрустив от того, что не встретилась с хорошими знакомыми и не познакомилась с новыми, не увидела всё многообразие графических работ за последние два года, я подумала, что есть я на конгрессе или нет, а всю информацию нужно собрать и опубликовать и обратилась ко всем участникам с просьбой присылать мне или публиковать в соцсетях фотографии с конгресса и делиться своими впечатлениями.
      В предлагаемых Вашему вниманию материалах использовались публикации в печати и Интернете региональных и российских средств массовой информации, фотографии из частных альбомов в Интернете от участников конгресса Дмитрия Фролова и Веры Станишевской, Нины Ивановны Казимовой и Наталии Ивановны Саутиной, Станислава Юозовича Гасюнаса и Сергея Фёдоровича Птухина, Ольги Крупенковой и Павла Пичугина, а также отзывы о конгрессе, опубликованные в соцсетях или в личной переписке.
      Вниманию собственников фотографий! Если Вы сочтете невозможным размещение Ваших фотографий на данной странице, пожалуйста, сообщите, мы сразу же все исправим.

      На следующих фотографиях афиша о предстоящей 5 Всероссийской выставке в Доме Корбакова и книга «Век Ивенского: сборник материалов к 90-летию со дня рождения искусствоведа С. Г. Ивенского». Сборник статей коллекционеров, художников, искусствоведов о Семене Георгиевиче Ивенском подготовлен по инициативе и самом активном участии журналиста из Вологды Наталии Сергеевны Серовой, при спонсорской поддержке Виктора Багуркина. Мы все ждали эту книгу, очень хотелось, чтобы Семён Георгиевич, находясь в одиночестве за тысячи километров от Вологды, порадовался. В настоящее время почтой России идут экземпляры сборника к нам в Новороссийск, среди них и для настоящего верного друга Семёна Георгиевича Владимира Алексеевича Марьина, и Якова Исааковича Бердичевского - ценителя таланта Ивенского. Почта России, не подведи! Поторопись, пожалуйста!



      В рамках 5 Всероссийского конгресса экслибриса было открыто одиннадцать выставок. Ниже вы познакомитесь с публикациями в печати о некоторых из них и фотографиями участников событий. Еще собираясь на конгресс в Вологду, я думала,кто же теперь, без Виталия Марковича Бакуменко, будет представлять традиционную выставку "Памяти ушедших". И очень приятно, что эстафету принял молодой коллекционер из Салехарда Дмитрий Фролов. Более того, на протяжении всей работы конгресса Дмитрий своевременно информировал всех нас о событиях, происходящих в Вологде. Спасибо, Дмитрий. Я уже говорила, но повторюсь. У Дмитрия большое будущее коллекционера, исследователя и пропагандиста книжного знака. Вы тоже так думаете? А еще, если Дмитрий согласится рассказать о себе подробнее, я обязательно Вам расскажу.




      Теперь изучаем, как информировали сми об открытии конгресса и открытии выставок. Если какая-то из ссылок окажется нерабочей, пожалуйста, сообщите нам об этом.



     
     Опубликовано: 19 авг. 2015 г.
      В Вологде в эти минуты начинается V Всероссийский фестиваль экслибриса. В его рамках пройдет десять специальных выставок. В областной центр уже приехали больше сотни художников и знатоков тонкого искусства. География конгресса уже давно перешла за границы всероссийского.
Россия 1. Россия 24. ГТРК "Вологда" Новости Вологодской области




     
     Новости культуры. Эфир от 20.08.2015
     Знатоки утверждают, книжный знак – миниатюрный шедевр, всегда эксклюзив, и по тому, как он развивается можно определить уровень. Над созданием экслибрисов в свое время работали...
TVKULTURA.RU




     
      «Все началось неожиданно. В 2004-ом группа московских художников решила — нужно где-то собираться. А где? Есть наш город Вологда, где есть галереи, художники, где любят искусство», — рассказывает председатель оргкомитета пятой Всероссийской выставки выставки экслибриса Владимир Воропанов.

     За столом любители древнего искусства обмениваются собственными работами. На 5-ый по счету Всероссийский конгресс экслибриса съехалось около сотни человек со всей страны. Это те, кто считают — книжный знак — это нечто большее, чем просто подпись владельца изданий.




     

      Конгрессы экслибриса проводятся во многих странах; существуют целые музеи книжного знака. Экслибрис – искусство интернациональное, всемирное, бесцензурное. Это подтвердил и специально приехавший из США в Вологду один из бессменных лидеров экслибрисного движения Уильям Батлер, исполнительный секретарь Международной федерации экслибриса (FISAE), издатель, коллекционер, профессор. Он отметил, что подобный экслибрисный форум по масштабу уникален для России и не имеет аналогов за рубежом. Батлер акцентировал внимание собравшихся на спорных вопросах в создании экслибрисов – к примеру, можно ли считать полноценными экслибрисы, появившиеся на свет с помощью компьютерной графики?




     
      Директор картинной галереи и руководитель конгресса Владимир Воропанов поделился планами на будущее.
«Настоящая выставка — это своего рода подготовка ко всемирному конгрессу, который будет проходить в Вологде в будущем году. Также мы постепенно готовим к созданию и развитию музея экслибриса и созданию той генеральной коллекции, которая будет в этом музее в итоге представлена. Таким образом, мы закладываем базу серьезного отношения к этому хрупкому виду искусства», - заявил Владимир Воропанов.

     




     
     «Графические афоризмы» о литературе представлены в областной научной библиотеке
20 августа 2015 .
      Два года назад Аркадий Елфимов, председатель благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», уже привозил в Вологду часть своей коллекции. В этот раз он акцентировал внимание на изданных им каталогах экслибрисов: «Я знаю, что многие коллекционеры задают определенную тему для художников, но я исхожу из того, что диктовать автору условия или определенные сюжеты – это гордыня. Я предложил графикам изучить информацию обо мне и о Дмитрии Мизгулине и работать на свободную тему. Однако художники прекрасно понимали, что их экслибрисы попадут в каталоги, где будут представлены творения маститых графиков, и уровень их работ должен быть высок. Я доволен сложившейся коллекцией».




     
     Выставка графики Олега Яхнина и его учеников открылась в рамках V Всероссийского конгресса экслибриса
21 августа 2015 г.
      Олег Яхнин – признанный мастер живописи, станковой и книжной графики, член-корреспондент Академии гуманитарных наук, учредитель фонда развития графики «Современная графика», заведующий кафедрой графики Санкт-Петербургского института декоративно-прикладного искусства. За последние 40 лет художник участвовал более чем в 400 выставках в России и за рубежом. В Вологде первая персональная выставка Олега Яхнина состоялась 30 лет назад, и на сегодняшний день картинная галерея располагает довольно внушительным собранием его работ.




     
     Художник Николай Домашенко: «Меня вдохновляет Гоголь»
24 августа 2015 г.
      Юбилейную выставку экслибрисов, графики и книжных иллюстраций представил член НП «НОЛЭ» Николай Домашенко из Санкт-Петербурга. Он участвует в конгрессе с самого начала. Кроме этого, Николай Иванович входил в инициативную группу художников, которые в 2013 году организовывали выставку живописи и графики «Тихие» в Центральном выставочном зале ВОКГ. Он рассказал о своем видении экслибриса и пояснил некоторые интересные моменты, связанные с созданием книжного знака.




     
      Выставка Александра Григорьева открылась на V Всероссийском конгрессе экслибриса в Вологде
      Александр Григорьев родился 19 мая 1955г. Работает в области живописи, графики, скульптуре и сценографии. Член Белорусского Союза Художников с 1999 г. Член Международного Союза Деятелей Театра Кукол UNIMA с 2013г. Дважды Лауреат Всероссийских выставок экслибриса, Лауреат многих престижных международных выставок-конкурсов графики и экслибриса. Автор и руководитель проекта BREST PRINT TRIENNIAL.




     
     Экслибрисы отправились на конгресс
15 августа 2013, Газета «Речь»
      Владельцы книг заказывают экслибрисы художникам по разным причинам — одни для безопасности, как официальную печать, другим экслибрис напоминает родовой герб и тешит самолюбие. Экслибрис — это всегда портрет своего владельца, который зачастую собственно портретом и не является. Внутренний мир человека передается через предметы и девизы. Череповецкий художник Евгений Мартышев овладел искусством экслибриса в совершенстве и пользуется заслуженной известностью в профессиональной среде.



     


     


     


     


     

      На конгрессы экслибриса и графики приезжают не только посещать выставки, настоящие коллекционеры везут с собой чемоданчики с материалами для обмена. И налюбовавшись новыми работами, узнав новые имена художников, работающих в этом направлении, коллекционеры и художники усаживаются за столы и раскладывают свои папочки.
      И вот как это происходит...

     


     


     


     


      Обмениваются экслибрисами не только коллекционеры, но и художники друг с другом. Однако, художники в большей степени заинтересованы продать свои работы. Но это нелегко. Потому что наши коллекционеры прекрасно знают цену работам и не против бы их и приобрести, но увы! местные коллекционеры весьма стеснены в средствах, как, впрочем и приезжие. Кстати, многие коллекции, создаваемые годами и имеющие достаточно высокую теоретическую стоимость, продать при необходимости практически очень даже непросто. Тем не менее, на конгрессах в Вологде всегда работает киоск, в который художники и коллекционеры сдают свои работы для продажи. И определенная часть материалов продается на радость продавцам. А ещё, ближе к концу конгресса проводится аукцион, это тоже шанс продать или приобрести какой-либо ценный экземпляр. Аукционы традиционно проводит Сергей Федорович Птухин.

     


     ...Пора бы и пройти в зал заседаний, конгресс всё-таки. В зале проходят открытия и закрытия конгресса, пленарные заседания, на которых обсуждаются разные важные вопросы, связанные с историей и развитием экслибрисного движения, проводятся встречи с прессой, награждаются победители выставки и вручаются благодарственные письма. Мне очень нравится слушать разные мнения, это даже веселее, чем просто обмениваться экслибрисами.

     


     


     ... А еще на конгрессах все встречаются, знакомятся, общаются, устраивают посиделки, где пьют чай или что другое. На этих фотографиях участники конгресса. Посмотрите, какие они счастливые. Приезжайте на следующий год, Вы тоже станете счастливыми! Поездку планируйте заранее, а то все стульчики займут любители графики и экслибриса и графики с дальнего зарубежья. Каждый хочет в Вологду. Слышали же, что Батлер говорил. А уж он то врать не станет...

     


     


     


     


     


     


     


     


     ... Ещё на конгрессе есть высокое жюри, члены которого в этом году собирались за круглым столом и решали, кто из художников в этом году удостоится чести быть отмечен дипломом. Я на месте художников, к получению всяческих наград относилась бы с определённой долей иронии. "Пряников сладких всегда не хватает на всех". Выбрать самых- самых из более чем ста участников - непростая задача. Дело это, можно сказать, политическое и дипломатическое. Но, на то оно и высокое жюри. В состав Жюри Всероссийской выставки входили: Воропанов В.В., Беликов В.Г., Птухин С.Ф., Елфимов А.Г., Крупенков Ю.Г. Известны и дипломанты.

Лауреаты 5-й Всероссийской выставки 5-го Всероссийского конгресса экслибриса – Вологда, 2015 г.

Батаков Николай Николаевич, г. Калининград
Беккер Давид Юльевич, г.Одесса, Украина
Гузенюк Виктор Леонидович, г. Санкт-Петербург
Жаксыгарина Марзия Жумашкызы, г. Актобе, Казахстан
Квартальный Владислав Владиславович, г. Минск, Беларусь
Крупенкова Ольга Геннадьевна, г. Минск, Беларусь
Молибоженко Юрий Федорович, г.Новороссийск
Самосюк Ольга Александровна, г. Уфа
Станишевская Вера Георгиевна, г.Таллин, Эстония
Сустов Роман Николаевич, г. Минск, Беларусь

Молодые авторы

Бабич Григорий Владимирович, г. Москва
Баранов Игорь Викторович, г. Санкт-Петербург
Дерезовский Давид Александрович, г. Актобе, Казахстан
Мережко Дарья Юрьевна, г. Санкт-Петербург
Мишина Аполлинария Андреевна, г. Санкт-Петербург


Прошу всех дипломантов выслать на мой электронный адрес работы, которые принимали участие в выставке, а мы оформим материалы на страничке и сохраним для истории.



     


     ...Если Вам доведется побывать в Вологде, Вы обязательно полюбите этот русский город. В Вологду хочется возвращаться всегда. Кому-то кажется смешным грустить по березкам, а я грущу. Кому-то кажется глупым тратить своё время на посещение храмов, а я жду этой встречи. И тропинки вдоль реки, и пароходик. Здесь Русью пахнет. Я очень люблю свой черноморский город, мне дороги приманыческие степи, но в мечтах я возвращаюсь к вологодским березам.

      Вот и наши участники конгресса старались ничего не пропустить, везде побывать, и в музеях, и монастырях, и по Вологде просто побродить. Мне кажется, им понравилось.



















Сегодня нам пришло письмо от Наталии Ивановны Саутиной. Я попросила разрешения его опубликовать, почти полностью, здесь, на радость нашим друзьям.


      О V Всероссийском конгрессе экслибриса в Вологде. Впечатления и мнения от Наталии Ивановны Саутиной.

      Пятый всероссийский конгресс экслибриса в Вологде впервые длился не четыре, как обычно, а целых шесть дней. Сделано это было специально, чтобы отработать такой формат к грядущему Международному конгрессу экслибриса, который тоже (ура!) будет в Вологде в 2016 году. Мы, грешным делом, понадеялись, что теперь-то уж вволю нагуляемся по Вологде, а не так, как на предыдущих конгрессах, будем сновать только по маршруту гостиница - дом Корбакова, с заходом на Кремлевскую площадь. Но мы недооценили вологодских организаторов. В чём, в чём, а в умении «набить» до отказа программу им не откажешь – мышь не проскочит. Какое там нагуляться. Нет, нагуляться-то мы нагулялись, ноги сносили по колена, но строго по плану устроителей, а не по собственному разумению. Ибо нечего тут! Как всегда по приезде, мы помчались на регистрацию в Дом Корбакова. Тут выяснилось, что добавление дней в программу несколько расслабило участников. Подъезжали не так дружно как обычно: кто в первый день, кто во второй, кто в третий. Забегая вперед, скажу, что и разъезжались так же вразнобой. Но опыт шести дней показал, что и их тоже мало! Не хватило их, дней, чтобы насмотреться на выставки, пройти лишний раз по Вологде, наговорится со старыми и новыми друзьями. Или это только я такая жадная? Но, тем не менее, несмотря на то, что каждый вечер едва хватало сил доползти до кровати, я не отказалась бы еще недельку так «поконгрессничать».

      Но это всё присказка. Сказка будет впереди. И местами не такая уж весёлая. И прежде всего, грустно было, что уже никогда не увидеть нам на конгрессе колоритную фигуру В.М.Бакуменко, не услышать страстных выступлений Г.Н.Босенко, не выйдет к нам больше сам хозяин корбаковского дома В.Н.Корбаков, а на регистрации не встретит нас энергичная и доброжелательная Н.М.Дьяконицына. Вспоминали также и дорогих нам В.В.Худолея, и С.С.Трессера.

      Уныния добавлял и тот факт, что последний раз мы встречались на выставке в стенах Воскресенского собора. По настоятельной просьбе митрополита он возвращён церкви и должен быть освобожден к маю следующего года. С одной стороны, кажется, так и должно быть, но с другой, видя, с какой болью сотрудники галереи, и, прежде всего, сам директор В.В.Воропанов, подчиняясь этому решению, вынуждены разрушать дело всей жизни, так самоотверженно и бескорыстно созидаемое много лет, думаешь, что, наверное, можно было бы найти и менее болезненный путь восстановления исторической справедливости. Ну, не будем больше о грустном, надо идти вперёд.

      Несмотря на то, что одновременно с таким объёмным делом, как организация Всероссийского, и уже маячащего на горизонте Международного конгрессов, дирекция Вологодской областной картинной галереи вынуждена в срочном порядке заниматься переездом, который, как известно, равен двум пожарам, вряд ли непосвященные гости мероприятия заметили эти сложности. Всё как всегда было на высшем уровне. Кажется, В.Г.Беликов сказал, что все так привыкли к такой первоклассной организации дела, что даже не отдают себе отчета в том, каких трудов это стоит. МТЦ «Дом Корбакова» так же плотно увешан рамами, выставки переходят одна в другую, глаза разбегаются, и сердце радостно трепещет, открывая всё новые и новые работы. Воропанов не даром назвал это мероприятие «Пир экслибриса». Воистину, пир! Информационно-эстетическая плотность зашкаливает. В каждой небольшой гравюре раскрываются новые и новые миры, дух захватывает от разнообразия технических приемов, художественных находок, калейдоскопа известных имён. Нас встречает С.М.Корбакова, радушная хозяйка и хранительница Дома Корбакова, как старых друзей приветствуют нас сотрудницы этого дома, начинаются радостные встречи с приехавшими из разных городов и весей нашей страны единомышленниками. И, самое смешное, долгожданные встречи со своими, питерскими друзьями. Нигде мы так много не общаемся с художниками Н.И.Казимовой, В.А.Аноповой, Н.И.Домашенко, Л.Строгановым, библиофилами и коллекционерами В.В.Манукяном, С.Ю.Гасюнасом и, в этот раз, с А.А.Тетериным, как в Вологде.

      В первый день на традиционную пешеходную экскурсию по Вологде нас повёл бессменный президент всех вологодских конгрессов экслибриса С.Ф.Птухин. Но, в связи, наверное, с удлинением конгресса удлинился и наш маршрут. Никогда мы ещё не заходили так далеко, а именно: бодро промаршировали по центру, прошли по мостику над речушкой с говорящим названием Золотуха, увидели множество голубей и уток, стройными рядами ожидающих подачки (нам рекомендовали сумки не открывать, чтобы не спровоцировать их атаку), прошли музей политической ссылки (к сожалению, время отпусков, попасть не удалось), посидели на скамейке влюблённых с чугунными голубками перед памятником А.С. Пушкину и повлеклись в сторону домика Петра 1 и памятника Н.Рубцову. Желающие могут взглянуть на карту города и оценить масштаб наших передвижений. Причем Сергей Федорович любезно заметил, что он проведёт экскурсию в довольно свободной манере, а кто хочет послушать настоящего профессионала, то он договорился со своим другом, проводящим для какой-то группы свою экскурсию, и желающие могут ПОСЛЕ этой продолжить прогулку уже по другому маршруту. Желающие может, и были, но физических сил хватило только у В.Г.Станишевской и Д.Фролова. Кажется. Остальные поползли в гостиницу зализывать раны и заклеивать натёртые ноги. И это, замечу, был только первый день, раскачка, так сказать.

      Далее конгресс начал быстро набирать обороты. Пресс-конференция прошла на удивление мирно. Я всё ждала «традиционного» вопроса, зачем ваши экслибрисы, если и книг скоро бумажных не будет. Но, видимо, достучались мы своими конгрессами, вопросов подобных больше не задавали.

      В мой любимый Музей забытых вещей попасть, к сожалению не удалось (тоже из-за отпусков), зато, наконец, удалось побывать в мемориальной мастерской А.В.Пантелеева. В двух небольших комнатках любовно сохраняется атмосфера художественной вологодской богемы тех лет, гусарского художественного братства. В Вологодской областной библиотеке снова открыли выставку литературных экслибрисов из собраний Д.А.Мизгулина и А.Г.Елфимова. Аркадий Григорьевич презентовал выпущенные фондом «Возрождение Тобольска» прекрасные каталоги этих собраний и щедрой рукой одарил библиотеку изданиями фонда. Сотрудница библиотеки, постоянный участник конгрессов экслибриса Е.Л.Демидова представила составленный ею каталог экслибрисов из собрания библиотеки.

      Обширна и представительна была на Пятом конгрессе научная часть. Благодаря дополнительным дням, конференция получилась более продолжительной. Открыл ее, как всегда, президент конгресса С.Ф.Птухин докладом об актуальных проблемах развития экслибриса, в прениях по докладу выступил одесский коллекционер Ю.В.Веселов. Белорусская художница Ольга Крупенкова очень интересно рассказала о своих коллегах, женщинах-графиках Белоруссии, сопроводив доклад показом иллюстраций. А.Г.Елфимов высказал свои размышления о способах пропаганды экслибриса. В рамках конференции прошла обстоятельная презентация книги «Век Ивенского». Н.С.Серова, составитель и инициатор издания (к которому и вы, Валентина, приложили свою руку), сказала замечательные слова о том, что в наше, как она выразилась, линейное время не признаются никакие иерархии. Каждый ведёт себя так, как будто история начинается с него. Заслуга В.В.Воропанова, продолжила она, в том, что он на своих мероприятиях всегда эту правильную иерархию выстраивает, отдавая должное предшественникам, показывая явления во всём их объеме и исторической перспективе. Не ручаюсь за точность слов, но эту понравившуюся мне мысль я попыталась пересказать близко к оригиналу. Авторы представленных в книге материалов рассказывали каждый о своём знакомстве и общении с патриархом отечественного экслибрисоведения С.Г.Ивенским. Его масштабная фигура, представая в разных ракурсах в выступлениях В.В.Воропанова, Н.С.Серовой, Л.Г.Сосниной (главного хранителя Вологодской галереи), художника-реставратора С.П.Белова, художника О.Ю.Яхнина, дочери Семёна Георгиевича Анны, как бы незримо осенила своим присутствием вологодское мероприятие. В перерыве конференции участникам предложили традиционные пироги. После чего на своём собрании НОЛЭ принимала новых членов: коллекционера У.Батлера, библиофила и собирателя А.А.Тетерина, коллекционера и мецената Д.А.Мизгулина. После перерыва завершили первый день конференции я и одесский коллекционер Ю.Шумилов, затем мы все отправились в выставочный зал Вологодской областной картинной галереи (пока ещё размещающийся в многострадальном Воскресенском соборе) на открытие юбилейной выставки О.Ю.Яхнина и его учеников. На следующий день нас ждали доклады одесских коллекционеров В.И.Селиванова и Ю.В.Веселова, несколько человек выступили с репликами. А потом начался марафон по открытию выставок. Ну, вы знаете, как это бывает. Неспешно перемещаясь из зала в зал, мы открывали юбилейную выставку Н.И.Домашенко, выставку А.А.Григорьева, выставку лауреатов Четвертого конгресса, традиционную выставку «Памяти ушедших», выставку вологодского художника Э.В.Фролова, итоговую выставку прошедших в конце 2014 года мастер-классов по техникам гравюры, очередную выставку гравюр из собрания В.Г.Беликова «Художник и модель»… Торжественное открытие конгресса, как всегда, сопровождалось музыкальными выступлениями – открыл его саксофонист А.Духов (сын С.Ф.Птухина, кстати), затем между выступлениями В.В.Воропанова, Н.И.Мишусты, А.Г.Елфимова и других нас радовал игрой в четыре руки дуэт вологодских пианисток (жаль, не успела записать их имена). Надеюсь, всё это произвело впечатление на присутствовавшего на открытии и выступившего с приветствием к участникам заместителя вологодского губернатора.

      Завершился самый торжественный день, естественно, застольем, было сказано множество теплых слов, выпито горячительных напитков, прочтено стихов. На этом пик нашего конгресса был перейдён и мы стали потихоньку спускаться с горы. Интенсивность мероприятий несколько снизилась, усилилась душевность. Хотя на следующий день заинтересованные лица ждали ещё одно традиционное действо – аукцион, который и был бодро, с огоньком провёден С.Ф.Птухиным. Ну, а после остались только праздничные моменты – награждение лауреатов (снова горячо поздравляю вас с присуждением давно заслуженного диплома), вручение благодарственных писем… и снова праздничный стол, тосты, стихи и под конец - душещипательная песня Николая Домашенко о трагической любви кирзового сапога к заносчивой босоножке.

      На следующий день мы с грустью простились с Домом Корбакова, посетили Музей вологодского кружева, прокатились под душевные песни замечательного автора-исполнителя Андрея Котрина на пароходике по Вологде, прогулялись по набережной к памятнику 800-летия Вологды и посетили центр народных ремесёл «Резной палисад». Время неумолимо таяло, а так хотелось ещё послушать мастера-резчика пряничных досок, поучится плети из бересты, ещё и ещё поговорить… Но казавшиеся бесконечными шесть дней внезапно кончились, и простившись с друзьями (а я надеюсь, что мы действительно все друзья), мы с грустью в последний раз прошли по вологодским улицам и отправились на вокзал.

      Теперь, Бог даст, будем готовиться к Международному конгрессу экслибриса.



     Что ж, друзья, краткое знакомство с событиями 5 Всероссийского конгресса подошло к концу. Встретимся через год в Вологде. Приезжайте! А надумаете тоже поделиться своими впечатлениями, пишите.

      И пока художники присылают нам работы для оформления странички с галереей работ лауреатов выставки, можно полюбоваться работами победителей прошлого конгресса, да и вообще, вспомнить, как это было... Приятного вечера.